Перейти к содержимому

КадрТренинг

Здесь все о кадровом делопроизводстве

Меню
  • Главная
  • Карта сайта
  • Обратная связь
Меню
Заглавная

Что такое корпоративный университет

Опубликовано в 24.07.2023 от Kadr

Каждая компания по-своему уникальна: выпускает свой продукт, думает и “живет” по своим стандартам, предъявляет свои требования к сотрудникам. Прочувствовать и понять культуру организации, находясь вне её, невозможно. Поэтому крупный бизнес тратит миллионы на создание и развитие корпоративных университетов.

Корпоративный университет (КУ) – больше, чем структурное подразделение. Это масштабная и комплексная система профессионального обучения, способная решать текущие и стратегические задачи. Особое пространство, где специалисты обновляют и актуализируют имеющиеся, получают новые знания и навыки, необходимые для работы, продвижения по карьерной лестнице.

Преимущества корпоративных университетов:

  • Руководитель компании получает возможность организовать качественное и постоянное обучение для персонала. Применение инновационных технологий дистанционного образования позволяет получать новые знания без отрыва от рабочего места и в удобное для слушателей время. Видеолекции, информация по теме занятий, вопросы и упражнения для самопроверки загружаются в облако. В процессе обучения сотрудники фирмы получают логин и пароль для подключения к модулю. И даже, если они что-то пропустят, то всегда могут оперативно пересмотреть это в записи.
  • Возможность обучения специалистов с учетом текущих задач и стратегических целей фирмы. При разработке учебных программ КУ решаются точечные вопросы, актуальные для конкретных работников компании здесь и сейчас. Имея собственный КУ предприятие, может организовывать обучение таким образом, чтобы оно максимально полно соответствовало отраслевыми особенностями, специфике внутренних бизнес-процессов и другим факторам, которые являются важными для организации. 
  • КУ готовят узкопрофильных специалистов. Каждый сотрудник получает те знания и навыки, которые позволят усилить его компетенции и будут полезны компании. 
  • Обучение и развитие положительно сказываются на уровне лояльности персонала по отношению к работодателю, а значит, способствует снижению уровня текучести кадров. 

История корпоративных университетов

Первый корпоративный университет был создан в XIX столетии в Ост–Индской компании. Это британское акционерное общество специализировалась на колонизации территории современной Индии. Его руководство столкнулось с острой нехваткой квалифицированных кадров, которые решали бы на новых территориях административные вопросы, занимались сбором налогов, выстраивали отношения с местными. В итоге была создана первая “школа” по обучению чиновников, которая позволила решить проблему с дефицитом персонала. Идею корпоративных университетов взяла на вооружение американская General Motors пошла еще дальше и в 1919 году открыла Kettering University с целью подготовки высококлассных продавцов, а в 1961 году Университет гамбургерологии был создан McDonald’s. 

Комментарий эксперта. Сегодня в мире работает порядка 4000 корпоративных университетов, 300 из них – в России. По прогнозам экспертов, в дальнейшем эти цифры будут только расти. По информации, представленной Высшей школы бизнеса (Москва), в 2022 г. свыше 100 российских компаний имеет программы или проекты «корпоративный университет». Инвестиции в их реализацию и развитие превышают 400 млн.руб., а сами программы рассчитаны на охват аудитории, насчитывающей 4 млн. специалистов.

У каждой компании есть свои стандарты обучения персонала
У каждой компании есть свои стандарты обучения персонала

Учебные центры и корпоративные университеты – в чем разница?

Собственная HR–служба, организующая обучение персонала, сегодня имеется практически в каждой фирме. Во многих организациях обучением сотрудников занимается специальный отдел, в распоряжении которого имеются свои учебные центры. Но их вряд ли можно отнести к корпоративным университетам. Почему? Давайте разбираться.

Некоторые предприятия называют свои учебные центры академиями, бизнес-школами и  университетами. Вот только настоящий корпоративный университет – это гораздо больше, чем громкое и пафосное название. Масштаб здесь также важен, но он является только одним из признаков, отличающим корпоративные университеты от классических и повсеместно встречающихся учебных центров:

  • Корпоративный университет – это комплексная система обучения и управления талантами, выстроенная в рамках корпоративной культуры, на основе единой методологии и концепции, охватывающая весь руководящий состав и персонал организации. КУ является важным инструментом стратегического менеджмента и неотъемлемым элементом бизнес-процессов. 
  • В отличие от учебных центров, которые в большинстве своем ограничиваются курсами и тренингами повышения квалификации, адаптацией новичков, корпоративные университеты работают проактивно. Обучение в них нацелено на достижение стратегических целей бизнеса. Студенты  – действующие специалисты, ведущие эксперты и менеджеры среднего звена, которые нацелены на продвижение по карьерной лестнице, стремятся  прокачать Hard–skills и Soft–skills.
  • В задачи КУ помимо профессионального обучения входит: управление процессом продвижения сотрудников по карьерной лестнице, управление индивидуальным путем развития специалистов, предоставление обучающимся дополнительных возможностей для развития (корпоративное менторство и наставничество, доступ к корпоративной библиотеке, практическое использование полученных навыков в важных проектах компании).  КУ предлагает не просто пройти обучение по конкретной теме, а расширить личностные и профессиональные компетенции специалистов, что делает их более востребованными и полезными для организации. 
  • Корпоративные университеты используют сотни востребованных у бизнеса учебных программ. 
  • В корпоративных университетах нередко учится не только собственный персонал фирмы, но и сотрудники партнеров. Например, в СберУниверситете имеется большое количество внешних учебных программ, в т.ч. «Мини–МВА» для предпринимателей и руководителей сторонних организаций. Преподают там топ–менеджеры «Сбер», которые делятся своими знаниями, практическим опытом и реальными рабочими кейсами.

Из перечисленных признаков видно, что создание собственного корпоративного университета требует серьезных ресурсов и инвестиционных вливаний.

Комментарий эксперта. Согласно статистике Высшей школы бизнеса средняя численность слушателей корпоративных университетов в РФ – 73 тысячи человек, среднее число учебных программ – 356.

Какие задачи решает корпоративный университет?

По мере роста компании и усложнения ее организационной структуры становится сложнее контролировать работу тренеров на местах, результативность внешних учебных программ. Между тем вновь принятых сотрудников нужно переобучать в соответствии с корпоративными стандартами. Поэтому очень важно, чтобы у фирмы имелась единая образовательная методология, набор приемов и ценностей, которые использовались бы при разработке программ и их реализации. Без корпоративного университета, который будет заниматься непрерывным обучением сотрудников и повышением уровня их компетенций,  решить данную задачу будет очень непросто. 

Примерный перечень направлений для корпоративного обучения на собственной базе
Примерный перечень направлений для корпоративного обучения на собственной базе

Основные цели создания Корпоративного университета:

  • Соотнесение и гармонизация корпоративных принципов и целей с ценностями и жизненными приоритетами отдельных людей (для этого в образовательные программы вводят дисциплины, связанные не только с общечеловеческой культурой, но и, например, с историей создания и развития конкретной компании). 
  • Внедрение в систему кадрового управления организации принципов непрерывного совершенствования знаний и навыков сотрудников, развитию и поддержанию корпоративной культуры, формирование благоприятного микроклимата внутри коллектива. 
  • Внедрение передовых систем управления. Развития управленческого и лидерского потенциала менеджеров. 
  • Расширение возможностей по объективной оценке и аттестации специалистов, получению обратной связи.
  • Создание благоприятных условий для быстрой адаптации новых сотрудников;
  • Обучение и развитие сотрудников – обновление знаний, совершенствование имеющихся навыков, развитие деловых компетенций, культивирование определенного отношения к миссии и целям компании. 
  • Повышение персональной эффективности каждого сотрудника и всей компании в целом. 
  • Создание результативной системы мотивации и стимулирования персонала на достижение новых профессиональных высот. 
  • Разработка, внедрение и актуализация корпоративных стандартов, сохранение и передача между “старыми” и “новыми” работниками “культурного наследия” организации. 

Таким образом, создание корпоративного университета позволяет решать целый комплекс задач, способствующих эффективному и долгосрочному развитию организации. 

Как создать корпоративный университет

Корпоративный университет позволяет совершенствовать компетенции сотрудников, необходимые персоналу, сохранять ценных и талантливых сотрудников, развивать корпоративную культуру, внедрить организационные и технические изменения, создать благоприятный микроклимат, поддержать рыночную конкурентоспособность компании.

При создании корпоративного университета организация должна руководствоваться следующими принципами:

  1. Использование единой и стандартизированной системы обучения, побуждающей всех сотрудников к совместной, плодотворной работе.
  2. Учебные программы должны соответствовать текущим задачам и стратегическим целям бизнеса.
  3. При разработке и реализации всех программ, тренингов и курсов должен использоваться системный и последовательный подход.
  4. Обучение должно быть доступным для всех, кто нуждается в нем.
  5. Оценка результатов учебного процесса проводится на постоянной основе с использованием различных методик и современных технологий.
  6. Ответственность за результаты обучения должны нести не только преподаватели, но и слушатели и их непосредственное руководство.

Сам по себе процесс создания и корпоративного университета – сложное и растянутое во времени мероприятие, организуемое руководством компании. Для его воплощения в жизнь требуются немалые инвестиции, поэтому к разработке подобного проекта следует подходить со всей ответственностью. На начальных этапах проводится значительная работа: от анализа ожиданий и потребностей предприятия в создании университета до подбора оптимального формата и структуры для него.

В общем виде для создания корпоративного университета нужно:

  • Четко определить цели и задачи учебного процесса, составить перечень основных компетенций, которые требуются персоналу фирмы.
  • Определить целевую аудиторию, пути и способы взаимодействия с ней: какие дисциплины можно преподавать онлайн, а какие – очно. Разработать систему и методы обратной связи между слушателем и преподавателем.
  • Составить план обучения, соотнести его с прогнозами и производственными планами, стратегиями развития организации. В идеале слушатели должны не просто получать теоретические знания, а отрабатывать их на практике.
  • Определить критерии оценки и аттестации. Они должны соответствовать корпоративным стандартам и требованиям предприятия.
  • Составить систему сертифицирования и дипломирования специалистов.
  • При необходимости определить экспериментальные, инновационные, групповые и индивидуальные направления исследовательской деятельности персонала.
  • Назначить кураторов и наставников, сформировать преподавательский состав из числа опытных и высококвалифицированных сотрудников.
  • Определить формат обучения, который больше всего подходит для организационной модели организации: электронные курсы, видео обучение, онлайн конференции, классическое обучение;
  • Спрогнозировать результаты обучения для последующей оценки желаемых результатов обучения с реальными.

При грамотном подходе корпоративный университет будет работать в соответствии с утвержденными принципами, миссией и целями бизнеса, а значит, уже очень скоро начнет окупать себя.

Корпоративный университет - это комплекс собственных программ, баз знаний для обучения персонала
Корпоративный университет – это комплекс собственных программ, баз знаний для обучения персонала

Современные практики и технологии корпоративного обучения 

Современные корпоративные университеты – это гораздо больше, чем очные лекции и семинары в аудитории, которые проходят строго по расписанию. В последние годы все большую популярность набирает синхронное и асинхронное обучение. Более того, многие бизнес-школы и академиии сегодня функционируют в формате учебных платформ или порталов. 

Электронное обучение (E-learning) – система профессионального обучения, реализуемая с помощью электронных и информационных технологий. Такое обучение позволяет значительно сократить расходы организации на корпоративное обучение, охватив при этом максимальное количество сотрудников, независимо от их текущего местоположения. 

Использование e-learning в работе корпоративных университетов позволяет с одной стороны контролировать обучение централизованно, с другой стороны – адаптировать учебный процесс к локальным потребностям и возможностям структурных подразделений. Слушатели получают доступ к необходимым им знаниям без отрыва от основного места работы. 

Заключение

Таким образом, корпоративные университеты – эффективный инструмент выстраивания коммуникаций внутри коллектива. Его создание позволяет обучать не абстрактным вещам, а конкретным знаниям и навыкам, необходимым в профессиональной деятельности сотрудников компании. И если еще  5-10 лет такой формат обучения был доступен исключительно крупным предприятиям и корпорациям, то с развитием электронных и информационных технологий создать собственную бизнес-школу, академию или корпоративный университет может даже относительно небольшая компания.

Смотрите, что входит в базу знаний компании
Смотрите, что входит в базу знаний компании

Список источников

  • Трудовой кодекс РФ (скачать)
  • Закон № 152-ФЗ (скачать)
  • Закон № 98-ФЗ (скачать)
  • Закон № 426-ФЗ (скачать)

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2023 | КадрТренинг / [email protected]

©2023 КадрТренинг | Built using WordPress and Responsive Blogily тема от Superb